Меч самурая – душа самурая.

Одним из самых популярных сувениров, который в Японии желают приобрести туристы,  является японский меч, известный нам под именем катана.

Катана – один из известнейших в мире японских брендов наряду с кимоно, сакэ, сакурой и прочими стереотипными представлениями о Японии.

Сегодня мы попробуем узнать, что же такое катана, как ей пользоваться и можно ли её вывозить из Японии.

Первое упоминание о мечах в японских летописях относится к периоду сотворения страны небесными богами. Уже в японских мифах Кодзики фигурирует несколько мечей, самые известные из которых Тоцука-но Цуруги, принадлежавший брату верховной богини Аматэрасу богу ветра Сусаноо, и меч Кусанаги, подаренный Аматэрасу своему внуку Ниниги-но Микото, а от него перешедший его сыну – первому императору Японии Дзимму и в настоящее время хранящийся в святилище Ацута в Нагое.

Мечом Тоцука-но Цуруги бог-творец Японии Идзанаги убил своего сына бога огня Кагуцути и кровь его, стекавшая с меча, превратилась в вулканы, разбросанные по стране.

Таким образом, меч для японцев не просто оружие, но и сакральный предмет, напрямую связанный с божественными силами.
Если же говорить о фактической стороне вопроса, то самые первые японские мечи были каменными и существовали уже в период Дзёмон, то есть за несколько тысяч лет до нашей эры. Впрочем, как считается, использовались они только в ритуальных целях. Да и действительно, махать каменным мечом должно быть не очень удобно.

Бронзовые мечи и боевые мечи появились в Японии примерно в III веке до нашей эры, когда в страну начинают попадать переселенцы с корейского полуострова. Они же привезли с собой технологии ковки металла. Примерно до VIII века японские мечи представляли собой копии китайских и корейских, но при этом были гораздо хуже по качеству. Тогда они ещё не имели современной изогнутой формы и были прямыми. Но уже к концу IX века японские кузнецы создали свои уникальные технологии ковки, которые превзошли материковые, и тогда же сложилась современная форма клинка.

В 2017 году в стране насчитывалось 188 кузнецов, кующих японские мечи по оригинальным технологиям. Для того, чтобы стать кузнецом мечей, необходимо отучиться несколько лет и сдать специальный экзамен. В настоящее время количество таких кузнецов неуклонно сокращается.
Итак, как же производились японские мечи. Поскольку, как мы уже сказали, меч был не просто оружием, но и сакральным предметом, к его изготовлению подходили со всей строгостью. Перед началом работ кузнец должен был много поститься, молиться, во время работы ему запрещалось употреблять алкоголь и есть мясо, а в кузницу могли входить только сам мастер и его помощник. Кузнец превращался в своего рода жреца. Сам же процесс же изготовления меча занимал несколько месяцев.  

Для получения стали использовался железосодержащий песок сатэцу. Его промывали и  переплавляли в сталь, попутно избавляясь от шлаков. Естественно, это был достаточно  технологически сложный процесс и чистой безпримесной стали получалось очень мало. В  основном в ней всё же содержались чугун, низкосортное железо и иные фракции. Так или иначе,  в древности каждый кузнец выплавлял сталь самостоятельно, и каждый обладал своими  собственными рецептами и секретами, которые к настоящему времени практически утрачены.

Получившаяся сталь называется тамахаганэ. В настоящее время в Японии существует только одна плавильня-татара, где производят сталь тамахаганэ, из которой и по сей день делают все японские мечи. После выплавки тамахаганэ выглядит как кусок метеорита и переливается разными цветами, за что её называют алмазной.

Далее сталь нагревается и формируется в брусок, который потом расплющивается в лепёшку. Затем эту лепёшку складывают, и снова расплющивают, и снова складывают, и снова расплющивают, и этот процесс повторяется многократно. Однако заготовка практически всегда  делалась не из одного типа. Зачастую использовался металл разной жёсткости. Совмещение  мягкой (вязкой) сердцевины и твердой (жёсткой) оболочки обеспечивало оружию  долговременную остроту и вязкость. В ином случае твёрдая сталь была бы хрупкой, а мягкая  быстро стачивалась бы. В итоге, в будущем клинке образовывалось несколько сот тысяч слоёв  стали, состоящей из прочнейших микрокристаллов.  

После ковки меч закаливается специальным образом и именно в этот момент он получает  свой характерный изгиб и узор на лезвии – хамон. Кстати говоря, благодаря именно этому узору  меч считается не просто оружием, но и художественным произведением. Зачастую также хамон является отличительным знаком мастера и по хамону можно определить кто именно изготовил  этот клинок.

Меч не имеет четко выраженных стандартов по изгибу, сечению, толщине и прочим элементам. Они отличаются в зависимости от мастера, кузнечной школы и назначения клинка.

После закалки меч попадает к шлифовщику и точильщику. В настоящее время это  зачастую другой мастер. На этом этапе он может исправить какие-то недочёты. Шлифовка и  заточка начинаются более крупными камнями, и затем постепенно мастер переходит к более  мелким. Этот процесс тоже занимает несколько дней. В этом процессе важно сохранить  индивидуальный хамон и стиль кузнеца.  

На меч может быть нанесена гравировка, но на боевые мечи гравировка практически  никогда не наносится. Только на мечи, выкованные для ритуальных целей.

Как вы видите, японский меч – очень сложный продукт ручной работы, требующий сочетания различных технологий, умения множества людей многих лет практики и месяцев  работы. Сколько же может стоить настоящий японский меч.  

Во-первых, нужно отметить, что возраст меча не оказывает большого влияния на его цену.  Иногда современный меч может стоить дороже меча, чей возраст насчитывает несколько сотен  лет. Это объясняется тем фактом, что как сейчас, так и в древности были мастера высокого  уровня и ремесленники, производившие низкопробные мечи. А вот что действительно влияет на  цену, так это достоверная информация о том, в каких битвах участвовал тот или иной клинок, и  кто был его владельцем.

Известные мечи могут стоить баснословных денег. В целом же изучение цен на современные мечи, выкованные живыми в настоящий момент кузнецами, показывает, что цена  за самый простой меч начинается примерно от 7500 долларов и доходит до 25 000 долларов.  Это касается стандартных мечей-катана.

Короткий меч-вакидзаси или танто можно найти в продаже за 4500-8000 долларов. Цена на большой меч одати может достигать 100 000 долларов. Повторимся, что это современные мечи, выполненные живущими в настоящий момент кузнецами.

Что касается исторических мечей, там немного другой принцип, и цена зависит от рейтинга, присвоенного специальной экспертной организацией Ниппон Бидзюцу Токэн Ходзон Кёкай «Общество сохранения искусства японского меча».

Согласно классификации этого общества, существуют следующие категории мечей:  

1) Ходзон Токэн (сохранённый меч) – цены на такой тип мечей колеблются от 1 000 до 10  000 долларов.  

2) Токубэцу Ходзон Токэн (особый сохранённый меч) – такой клинок будет стоить от 3 000  до 30 000 долларов

3) Дзюё Токэн (меч значимой ценности) обойдётся вам в сумму от 10 000 до 50 000  долларов

4) Токубэцу Дзюё Токэн (меч особо значимой ценности) может стоить от 50 000 до 100  000 долларов.

Самым дорогим когда-либо проданным японским мечом считается катана XIII века, проданная в 1992 году на закрытом аукционе анонимному коллекционеру за 418 000 долларов.

Вопрос, волнующий значительное количество туристов, коллекционеров и людей, занимающихся японскими единоборствами: можно ли вывозить мечи из Японии. Ответ простой: можно, но не все.

Можно совершенно без проблем и даже без оформления специального разрешения вывозить любые сувенирные мечи, изготовленные промышленным способом, если они  изготовлены из немагнитного сплава. Немагнитный сплав свидетельствует о том, что этот меч  нельзя будет заточить и использовать как оружие. Магазин выдаст вам на месте документ,  подтверждающий, что меч сувенирный и никакой ценности не представляет.

Легко можно вывезти тренировочные мечи иайто. Они точно так же производятся из  немагнитного сплава и теоретически не могут быть использованы как оружие (конечно, при  желании как оружие можно использовать и чайную ложку, не говоря уж про полутораметровый  меч пусть и из хрупкого железа).

Для того, чтобы его вывезти, вам понадобится предъявить его на стойке регистрации  сотруднику авиакомпании, который вызовет полицию. Полиция проверит, что клинок не  магнитится, перепишет ваши паспортные данные и потребует какое-нибудь подтверждение, что  вы действительно занимаетесь боевыми искусствами, а также задаст пару ритуальных вопросов  и отпустит с миром.

Важно помнить, что меч в самолёт пронести вам никто не даст  (Если вы смотрели «Убить Билла» и помните сцену, где героиня Умы Турман сидит в самолёте, а к иллюминатору прислонён меч, знайте - в этот  момент не один спортсмен, занимающийся иайдо, умер от смеха. Так не  бывает). Так что заранее позаботьтесь о дополнительном багажном месте, потому как в чемодан меч не войдёт.

Что касается мечей, выкованных вручную по традиционным технологиям, с ними немного сложнее. Для их вывоза вам потребуется получить специальное разрешение, которое оформляется две недели. Оформить его может магазин заранее, но тогда и оплатить меч придётся заранее.

Кроме того, вам нужно будет  оформить в полиции разрешение на переноску меча, потому что просто так носить меч по  улицам нельзя. Но это тоже может оформить магазин заранее.

Если вы не собираетесь вывозить меч из Японии вам нужно зарегистрировать его в отделении полиции.

До сих пор в Японии существует  несколько традиционных единоборств, обучающих владению мечом. Одним из самых известных является искусство Иайдо – искусство  мгновенного выхватывания меча из ножен и победы одним ударом.

На начальных стадиях овладения этим искусством занимающиеся используют тренировочный меч иайто (как написано выше незаточенный из хрупкого немагнитного сплава, изготовленный методом штамповки), однако по достижении определённого уровня, обычно в среднем через 15-16  лет после начала занятий, ученики получают право тренироваться настоящим мечом. И в дальнейшем обязаны сдавать экзамены на высокие степени только с использованием настоящего меча.

В других боевых искусствах настоящий меч часто используется для отработки ударов – тамэсигири (пробное разрезание). Дело в том, что форма  японского меча подразумевает особую технику работы с ним. Им нельзя  рубить, как европейским мечом, а нужно резать, нанося секущие удары. Во время тамэсигири испытуемый разрезает туго скрученные в рулон соломенные циновки, чтобы убедиться, что техника выполнена правильно. При неправильно выполненном ударе разрезать такой рулон у вас не получится.

О вселенной японских мечей можно говорить долго, однако одним из самых  удивительных из её проявлений на мой взгляд является преемственность, сохраняющаяся многие века. Преемственность в изготовлении, преемственность в использовании,  преемственность в отношении. Многие наверняка слышали поговорку «меч самурая – душа  самурая», однако люди, изучающие искусство владения мечом, часто говорят: «Меч – душа  Японии».

 

^Наверх