Чем бы дунуть? История японских вееров.

Чем бы дунуть?

Жарким летом улицы японских городов заполняются людьми с портативными вентиляторами в руках. Появившись несколько лет назад, эти устройства стали быстро популярны у молодёжи, а затем разошлись среди представителей всех поколений. Вентиляторы бывают не только ручные. Бывают спаренные вентиляторы, которые вешаются на шею, крепятся на голове и даже вшиваются в одежду. Чаще всего такое можно увидеть у представителей рабочих профессий, которые много времени проводят на улице. От этого иногда они напоминают воздушные шарики в касках.
Однако традиционным японским способом избавления от жары всегда был веер. Причем в Японии существует два традиционных типа веера: складной веер «сэнсу» и веер-опахало «утива». Когда и как они появились в Японии?

Если внимательно посмотреть на историю вопроса, то можно обнаружить, что веер-опахало «утива» появился в Японии гораздо раньше своего собрата. Самые старые на настоящий момент изображения веера такого типа были обнаружены в кургане Такамацудзука в деревне Асука префектуры Нара. Сам курган датируется концом VII – началом VIII века н.э. Сохранившаяся картина изображает группу придворных дам, старшая из которых держит опахало на длинной ручке. Такие опахала пришли в Японию из Китая. Они использовались чтобы отгонять насекомых или чтобы женщины могли скрывать за ними лицо. Кроме того, были специальные ритуальные опахала, чтобы отгонять злых духов и всевозможные бедствия.

Примерно через сто лет после прихода таких вееров из Китая, в Японии появляется привычный нам складной веер «сэнсу». Считается, что веер «сэнсу» был изобретён непосредственно в Японии, а не пришёл из Китая, как многие другие предметы культуры. Первые похожие на такой веер изделия появляются в начале эпохи Хэйан (794-1185), но предназначение у них было совершенно другим. Чиновники, являясь во дворец с докладом должны были иметь при себе различные тексты. Массового производства бумаги в то время ещё не было и тексты писались на тонких бамбуковых дощечках «моккан». Это были длинные узкие щепы бамбука. Чтобы они не рассыпались и не путались, их связывали вместе, а чтобы их было удобнее носить, мастера придумывали разные способы увязывать их компактно. Именно так был придуман способ делать раскрывающуюся связку дощечек.

Постепенно эту связку уменьшили настолько, что она стала выполнять функции записной книжки. Изначально ей пользовались мужчины-чиновники, но потом кто-то придумал украшать её с одной стороны рисунком, и она завоевала популярность у придворных дам в качестве модного аксессуара. (Напомним, что японская аристократия в эпоху Хэйан была весьма образованной, и как мужчины, так и женщины умели читать и писать). Самая старая из реально существовавших таких записных книжек была обнаружена в Киото в храме Тодзи. Она была найдена в груди статуи бодхисаттвы Каннон. Эта книжка датируется 877 г. н.э.

Далее кому-то пришла в голову идея оклеить эту конструкцию бумагой, но когда именно это произошло, точно не известно. Тем не менее, ещё в эпоху Хэйан рождается веер, неотличимый от современного. Он сразу стал необходимым предметом костюма аристократов, а также играл важную роль в придворном этикете. В известном памятнике японской литературы, бессмертном романе “Сказание о принце Гэндзи” (Гэндзи Моногатари), есть много сцен, описывающих, как веер использовался придворными дамами не только для того, чтобы им обмахиваться. Веером можно было прикрыть лицо, написать на нём любовное стихотворение и отослать адресату, с помощью веера можно было подозвать нужного человека и так далее.

В эпоху Камакура (1185-1333) складной веер через Китай попал в Европу, где он претерпел ряд изменений. Например, в его изготовлении стали использоваться перья или ткань. В отличие от Японии, где веерами пользовались как мужчины, так и женщины, в Европе веер стал исключительно женским аксессуаром. В Китае веер тоже задержался. И именно там придумали обклеивать его бумагой с двух сторон. И уже в эпоху Муромати (1336-1573) именно эта версия веера возвращается в Японию и получает широкое распространение среди простого народа, а не только среди аристократии, как это было раньше.

Однако несмотря на то, что в средние века веер распространяется среди простого населения, как считается, он всё же был скорее украшением и деталью костюма, либо использовался в ритуальных или этикетных целях. Использовать веер как это принято сейчас, то есть обмахиваться им для прохлады, стали только в эпоху Эдо (1603-1868).

Такой, казалось бы, простой предмет как привычный нам веер таит в себе множество интересного. Не даром он прошёл долгий путь в 1200 лет.

Одними из самых изящных вееров в Японии считаются веера из Киото, и это не удивительно, потому что именно здесь веер возник и достиг своего расцвета. Именно здесь располагался императорский дворец, и здесь жили придворные – те, кто постоянно нуждался в лучших веерах, какие только могли изготовить мастера. Лучшую в Японии основу для вееров делают в соседней префектуре Сига. Считается, что в 90% вееров ручной работы во всей Японии используется именно основа из Сиги. Кроме этого, в Японии также известны веера из Эдо, веера из Нагои и веера из Оми. Все они немного отличаются количеством плашек, способом крепления, традиционными узорами. Кроме того, веера бывают танцевальными, они отличаются большими размерами и меньшим количеством плашек, для украшения, для них естественно характерна богатая роспись и такими веерами никто не обмахивается.

Веер может стать отличным подарком из Японии на совершенно любой вкус и кошелёк. Цены на веер могут варьироваться в диапазоне от одного доллара до десятков тысяч (и это не опечатка). Цена зависит не только от материалов, из которых он сделан, но и от имени мастера. Словом, когда будете в Японии, обратите внимание на такой простой повседневный предмет как веер.

 

 

^Наверх